Инновации в образовании — залог успешного развития поколения

Предложить идею
Главная / Портфолио / Обо мне

Обо мне

Эссе участника III (областного) этапа конкурса
«Учитель года Кировской области» 2020 года

В номинации «Преподаватель дисциплин профессионального цикла» — Антанюк Екатерины Викторовны

Мой педагогический вектор

(Гуманитарные записки)

Записка первая, в которой говорится о том, что
«чтобы зажечь других, надо гореть самому»

        Вы были в Магадане?
Добраться туда можно только самолетом, в крайнем случае автомобилем. Поезда сюда не ходят. Суровый край, край «танцующих хариусов» и свирепых морозов. Мое детство прошло здесь. Суровые условия и трудности закаляют человека, делают его другим, не похожим на остальных. Но для закалки недостаточно только условий, нужен «кузнец». Такими «кузнецами», там, в маленьком заснеженном городке, были наши учителя.
Учителя — небожители! Так нам тогда казалось. А как иначе можно было объяснить те чудеса, которые совершались на уроках? Как сейчас помню: мороз рисует узоры на окнах класса, а у нас тема урока рисования «Мифические существа Дальнего Востока». И с замиранием сердца мы слушаем рассказ Галины Павловны о Вороне Кутхе — создателе мира людей и животных, об Анкы — Куле — духе, хозяине моря, владетеле всей рыбы. Она рассказывает интереснейшие истории их мифической жизни, и тут же на доске появляются изображения и Кутха с барабаном шамана, и безобразного Анкы — их Галина Павловна рисует мелом на доске. Сама! Ни о каких интерактивных досках тогда и не слышали. От Галины Павловны мы научились завершать начатое, находить и исправлять ошибки и, на мой взгляд, самому главному — не бояться действовать. Все наши учителя были увлечены своей работой, многое нам дали и многому научили. Учитель информатики научил порядку и добросовестной работе с информацией, учитель физкультуры — преодолевать трудности, даже если эти трудности ты создаешь себе сам.
Совокупность примеров, увиденных и оставшихся в самом сердце, сделали свое дело. Теперь я преподаватель. И теперь все чаще задаюсь вопросом: «А какой пример я подаю своим студентам?». Не разрешаю себе подходить к своему делу формально и никогда не иду по пути наименьшего сопротивления. Сложно. Но на мне ответственность. Нельзя гасить желание студентов постигать новое, стремиться к чему-либо. И мне есть, чем увлечь моих студентов! Там, в магаданском детстве, учитель технологии, Анна Николаевна, показала, как много нужно трудиться для достижения поставленной цели. Она же была первым руководителем нашего маленького волонтерского отряда и часто повторяла, что «если человек не служит добру, то он помогает злу». Теперь и я, как Анна Николаевна, руковожу волонтерским отрядом колледжа и не устаю повторять своим студентам, что, если ты делаешь добро для других людей, оно обязательно вернется. Ведь именно так работает принцип «win -win» (выиграть — выиграть). А выигрывать нужно!

Записка вторая, в которой говорится
о «цифровой беспризорности»

     В студенческие годы, в начале 2000-х, я работала в детском приюте. Основным контингентом этого приюта были дети — беспризорники. Могла ли я тогда подумать, что социальный недуг беспризорничества через какие — то 5 — 6 лет модифицируется и ему будут подвержены дети из вполне благополучных семей.
«Поколение Z», «дети процессора», «дети – планшетники» — как мы их только не называем, бесконечно сетуя на особенности их восприятия, внимания, мышление, мотивацию, поведенческие паттерны, образ жизни, мировоззрение. Но ведь наши дети, по большому счету, такие, какими мы их растим, с ранних лет вручая в руки гаджеты, чтобы освободить себя от сложностей «ответственного» родительства. Так мы и получаем «цифровых беспризорников». И этот феномен, к сожалению, относится не только к детям и молодым людям…

Записка третья, в которой говорится
о творцах и творениях

      Да, изменилась жизнь, изменились люди, поменялось само время. Стал очевиден существенный разрыв между «доцифровым» и «цифровым» поколениями, и этот факт обязательно необходимо учитывать в образовании. Студент без проблем освоил «серфинг» в соц. сетях, умеет записывать «сторис» и вести трансляции с мероприятий – это, конечно, хорошо! К сожалению, на этом и заканчиваются digital skills (цифровые навыки) наших студентов, поэтому на своих учебных занятиях я стараюсь хотя бы ненадолго взять под свой контроль жизнь студентов в сети. Все чаще приходится интегрировать новые ИКТ в уже состоявшиеся традиционные образовательные практики: в этом я вижу залог успеха в цифровом образовательном мире. Использовать гаджеты во время учебного занятия разрешаю, но мы рассматриваем их как средства освоения профессиональных компетенций. Как развивать навыки презентации на занятиях по «Введение в специальность»? Запишем «сторис» в инстаграм, а на занятии обсудим все преимущества и недостатки выполненного задания. «Прокачивая» информационную компетенцию, мы учимся работать с электронными плакатами Thingling, используем интеллект карты Google, MindMeister, работаем с интерактивными рабочими листами Wizer. Как научить планировать свой рабочий день и руководителя, поставив важные задачи на МДК «Организация секретарского обслуживания»? На помощь приходит Битрикс 24. Как организовать совещание руководителей? Прекрасный помощник флипчарт, и не обычный с бумажными блоками, а электронный. А новейшая техника презентации «скрабинг» (от английского «scribe» — набрасывать эскизы или рисунки) используется мной почти на всех учебных занятиях, так как помогает доступнее донести до студентов смысл сложного материала материала простыми образами.
Преподаватель вполне может предупреждать «цифровую беспризорность» и работать с ней, как, например, мы работаем с неуспевающими обучающимися. Это очень сложно и требует серьезных ресурсных затрат от педагога. Сложно, но возможно! Передовые «SMART» технологии призваны помогать преподавателю вести учебные занятия, и все это, бесспорно, трансформирует нашу педагогическую деятельность. Новые компетенции развиваются не только у студентов, но и у педагогов. Вот оно — непрерывное обучение! Даже если ты уже преподаватель — учись! Ведь «чего нет в творце, не может быть и в творении».

Записка четвертая, заключительная, в которой говорится о том, что
«все зависит от нас самих»

      С. Соловейчик в своей книге «Учение с увлечением» писал: «Кто не умеет увлекаться каждым делом, каким ему приходится заниматься, тот не может найти своего главного увлечения, своего призвания». Так много хочется успеть! Безусловно, нужно научиться слышать себя и понимать. Это сделает тебя целостным и самодостаточным, потому что прежде, чем отдавать, необходимо наполнить себя. Во что бы то ни стало нужно быть успешным преподавателем. У успешных хочется учиться. Развивать и развиваться — вот он мой педагогический вектор. Быть готовым к переменам и поиску современных решений, быть дальновидным и всеобъемлющим, быть мобильным и использовать адаптивные методы и техники, а также быть ответственным и нацеленным на достижение результата – все эти характеристики описывают деятельность успешного преподавателя.
Разноцветные нити из далекого детства тянутся, переплетаясь в узоры на холсте моей профессиональной жизни. Каждый рисунок дополняет полотно своей уникальностью — и это прекрасно! Ведь привнося перемены в свое произведение жизни, мы разбавляем его новыми красками, продолжая безгранично создавать и творить.

Новости

6 апреля 2020 «Цифровой» преподаватель

Казалось бы, мы теоретически можем ответить, что такое "дистанционное обучение". Но на практике все обстоит немного иначе. Пандемии, как бы это грустно не звучало, удалось сделать с “дистанционным обучением” то, чего до сих пор удавалось сделать...

Читать полностью
21 марта 2020 Карантин — не время грустить

Любая болезнь — это серьезно, а инфекционной болезнью можно еще и заразить другого. Поэтому введенный карантин в образовательных организациях нашей страны призван предотвратить развитие эпидемии. Несмотря на то, что многие обучающиеся...

Читать полностью
16 марта 2020 Региональный форум «Добрая Вятка: вместе мы можем все!»

Что такое добро? Если с научной точки зрения, то это одна из ключевых категорий этики. А если с обыденно, то - это то все хорошее, необходимое, воспринимаемое нами как положительное...

Читать полностью

Как связаться со мной?

Вы можете отправить сообщение с сайта либо связаться и ознакомиться с моей деятельностью по контактам ниже. Буду рада вам ответить на возникшие вопросы

Напишите мне письмо и я обязательно прочту его и отвечу

Сообщество преподавателей и студентов Кировского педагогического колледжа

Кировский педагогический колледж, 610002, г. Киров, ул. Свободы, 1244

Спасибо за ваш вопрос!

Я отвечу вам в ближайшее время